Как выбрать рацию для дальнобойщика и не ошибиться

В нашу эпоху рыночной экономики полки магазинов просто ломятся от обилия товаров, и разнообразная электроника — не исключение. Тем не менее, приобрести удачный прибор, который будет радовать обширным функционалом и многолетней безупречной работой, не так-то легко. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рейтинг надежных и удобных в эксплуатации раций для дальнобойщиков.
925

Дальнобойщики начали применять портативные радиостанции одними из первых. В этой работе без них никуда: экстренно сообщить ближайшим экипажам о заторе или ДТП, попросить подмоги, договориться о совместной остановке — все это можно сделать с помощью раций. Даже мобильные телефоны, несмотря на их расцвет и многообразие, не смогли вытеснить привычные аппараты, ведь гораздо удобнее нажать одну кнопку и говорить прямо в эфир, чем ожидать, пока наберется номер и пойдут гудки. Тем более, сотовый телефон позволяет связываться только со знакомыми, да и роуминг обходится недешево. В общем, рации всегда были и по сей день остаются оптимальным решением.

Предпочтительны CB радиостанции, которые без проблем работают за границей. Помимо дальнобойщиков ими с удовольствием обзаводятся курьеры, водители такси, джиперы да и простые автолюбители.

Технические характеристики радиостанций для дальнобойщиков

Итак, мы уже разобрались, что рассматривать следует СиБи рации. Касаемо частот, разрешенный гражданский диапазон, не требующий дополнительного согласования, составляет 26–30 МГц. Так, наиболее популярная среди российских водителей всех категорий радиочастота — 27.135 МГц. Отдельные группы автолюбителей общаются на других «уровнях». Например, волну клуба 4×4 стоит ловить на 27,225 МГц, а дальнобойщики выделяют для себя 27.130 МГц.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 октября 2011 г. № 837, радиостанцию не нужно регистрировать, если мощность ее передатчика не превышает 10 Вт, антенна не является направленной, а общение ведется на разрешенных гражданских частотах. Если по какой-либо причине вас интересует средний VHF диапазон (136–172 МГц), придется получить на него дополнительное разрешение.

Важно знать:
Сотрудники дорожно-патрульной службы не имеют права проверять рацию, антенну и требовать документы на них. В их компетенции находится только само автотранспортное средство, а радиоаппаратура — это совершенно отдельный момент.
ГИБДД не является органом, уполномоченным на «проведение инспекций по надзору за связью». Более подробно данный вопрос раскрывает Статья 27 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Тем не менее, интерес с их стороны периодически возникает в виде вопросов «А что это у вас за антеннка? А почему такая большая? А с кем контактируете по рации?».

В общем, для собственного спокойствия и во избежание конфликтов имеет смысл забросить в машину хотя бы паспорт технического средства, выданный в магазине, так как многие претензии имеют в качестве подоплеки попытки бороться с ворованным оборудованием.

На практике, все вопросы проверяющих обычно отпадают, когда водитель спокойно сообщает, что устройство имеет мощность менее 10 Вт и используется на гражданских частотах. В крайнем случае, на вопросе «а какую конкретно Статью я нарушаю, не имея при себе свидетельства о регистрации радиостанции?».

Как правило, опасаться подобных проверок стоит скорее не водителям грузовых рейсов, а таксистам и рядовым автолюбителям. Но вернемся к техническим характеристикам. Чтобы выбор рации для дальнобойщика оказался удачным, обращать внимание следует не только на ее диапазон, но и на радиус действия. Это чуть ли не главный параметр, и тут нужно учитывать привычный маршрут, а также общую мощность прибора.

Средние типовые СиБи «пробивают» километров на семь. При путешествиях по оживленным автомагистралям этого оказывается вполне достаточно. А вот тем, кто доставляет грузы в удаленные регионы, отправляясь в длительные и нелегкие командировки, приходится искать устройства, способные достучаться до другой машины на расстоянии около 20 км. Тут уже мощностью в 10 Вт дело не ограничивается, и приходится получать дополнительные разрешения. Впрочем, собственная безопасность того стоит.
Есть радиостанции, которые можно подключать к усилителю, значительно увеличивающему дальность связи. Так, стандартный аппарат 8–10 Вт получится в случае необходимости «разогнать» до ста и даже двухсот Вт.


Помимо прочего, у раций присутствует такой параметр как количество каналов. В целом, эта цифра важна скорее таксистам всех мастей. Дальнобойщики чаще придерживаются основного канала и сменяют его только когда приходится кататься по удаленным регионам.

Какой должна быть антенна для CB рации?

Рассуждая, какую выбрать рацию для дальнобойщика, нельзя забывать об антенне. Качество связи будет зависеть от нее примерно наполовину. Для СиБи устройств, работающих на частоте 27 МГц существуют следующие варианты:

  • Антенны с длинным штырем;
  • Антенны с коротким штырем;
  • Антенны с совсем коротким штырем;
  • Антенны на магнитном основании

Они могут быть врезными, иметь крепеж или обходиться без него. Рассмотрим основные пункты более подробно:

Антенны с длинным штырем

Такие CB радиостанции для дальнобойщиков используются для одиннадцатиметровых волн. Для расчета оптимальной длины антенны в специальной литературе приводятся весьма масштабные таблицы и графики, копировать которые не имеет смысла. Просто отметим, что в таком случае она будет составлять около двух метров.

Максимальная мощность подобных моделей превышает 1500 Вт, а усиление — 5–6 дБ. У них тяжелая катушка, требующая жесткой врезки в кузов или установки на надежный крепеж. Зато связь получается максимально устойчивой и качественной.

Обратите внимание: слишком длинные антенны на большегрузных машинах живут недолго, они часто ломаются и требуют замены.

Антенны с коротким штырем

Короткие антенны более популярны, ведь они не задевают ветки и низкие мосты, а значит, ломаются в разы реже. Их длина обычно колеблется в пределах 0,9–1,7 м. Они не привлекают излишнего внимания, а работают по тому же принципу, что и их собратья, описанные ранее. Правда, прием сигнала здесь ограничивается 5–7 км, а коэффициент усиления не превышает 3 дБ.

Антенны с предельно коротким штырем

Штырь длиной 0,65–0,7 м считают наиболее удобным. Он незаметен, а случайно обломить его о какие-либо препятствия весьма сложно. Для езды по оживленным районам такой модели вполне хватает, а вот в удаленные путешествия лучше взять что-то посерьезнее, ведь такая антенна пробивает не более чем на 5 км, а допустимое усиление не превышает 3 дБ.

Антенны с магнитным основанием

Этот, казалось бы, удобный вариант, который не предполагает стационарного крепления, подходит для любой длины штыря и может свободно переставляться с одного авто на другое, совершенно не подходит для грузовых машин. При длительной и сильной вибрации магнит просто отваливается.

Как выбрать производителя рации для дальнобойщика?

В последнее время бесспорными лидерами рынка, согласно объективным маркетинговым исследованиям, являются марки Megajet и Alan. Они предлагают вниманию автомобилистов широкий модельный ряд радиостанций, обладающих отличным соотношением цены и качества.

На основе отзывов дальнобойщиков и рецензий специалистов, мы составили коротенький рейтинг из трех надежных раций, вышедших в ТОП в нынешнем году.

Мощность передатчика этой корейской CB конструкции — целых 20 Вт, что в положительном ключе сказывается на предельно допустимой дистанции переговоров. С таким прибором не страшно отправляться даже в не слишком густонаселенные районы. Кроме того, он обладает функцией шумоподавления, так что качество связи тоже оказывается на высоте.

Передняя панель радиостанции оснащена большим удобным ЖК-дисплеем. Есть функция подключения внешнего динамика, возможность прослушки сразу двух каналов и индикация принимаемого сигнала.

Мегаджет MJ-3031 М Турбо позволяет ограничивать время трансляции. Мягкая подсветка кнопок дает возможность использовать устройство в полной темноте. Рация поддерживает AM и FM модуляцию и работает с 320 каналами. Для их запоминания предусмотрено три энергонезависимых ячейки памяти.

Чувствительность приемного устройства имеет две ступени. Присутствует функция экстренной настройки на канал CH9, есть звуковое подтверждение завершения передачи и нажатия клавиш. Привлекательный дизайн (имитация дерева) не только не испортит интерьер автомобиля, но и придаст салону своего рода изюминку.

Это усовершенствованная версия популярной и отлично себя зарекомендовавшей модели Megajet MJ-350. По сравнению с ней новинка обладает большей мощностью и некоторыми техническими дополнениями.

При помощи данного устройства можно следить за двумя каналами одновременно. Для переключения между российской («нулями») и европейской («пятерками») сеткой есть отдельная кнопка. Рация обладает энергонезависимой памятью. Как и в большинстве ее собратьев из линейки MegaJet, она имеет удобный режим сканирования и эффективную систему подавления шумов.

Мощность прибора составляет 20 Вт, что заметно увеличивает дальность связи. Многим водителям нравится возможность подключения внешнего динамика, значительно облегчающая работу с рацией в условиях напряженной дорожной ситуации.

В распоряжении пользователя оказывается 360 каналов (180 для России и столько же для Европы). Компактный размер и изящный дизайн прибора только добавляют ему привлекательности.

Комплект устройств Alan 78 + производится в Таиланде и включает собственно радиостанцию, набор для закрепления в салоне, тангенту, кабель питания и, конечно же, инструкцию. Впрочем, разобраться в работе устройства будет совсем несложно. Справиться с этой задачей вам поможет информативный многофункциональный ЖК-дисплей.

Минимальное количество кварцевых резонаторов и автоматическая подстройка частот значительно облегчают пользование рацией. В данном приборе нет ничего лишнего. Он позволяет быстро переходить между каналами, включая выделенный экстренный (9D).

Alan 78 Plus получил множество положительных отзывов от пользователей и автоэкспертов, несмотря на сравнительно слабый передатчик (всего 4 Вт). В условиях оживленных трасс и населенных пунктов он является одним из самых оптимальных по соотношению цена-качество вариантов.

Выбирая рацию, не ориентируйтесь только на ее цену. В определенной обстановке от нее может зависеть ваша жизнь и здоровье. В первую очередь учитывайте условия ее эксплуатации, особенности своего маршрута и его удаленность от населенных пунктов.

Александр

Специалист ООО «Авто Акс»

Краткое резюме

Рация для дальнобойщика, безусловно, важный и даже необходимый прибор. Тем не менее, найти абсолютно идеальное устройство вам, скорее всего, не удастся. В гражданском частотном диапазоне весьма сложно обеспечить бесперебойный чистый сигнал. Именно поэтому цена — далеко не главный ориентир.

Собственно, выкладывать десятки тысяч за новейшие разрекламированные модели смысла нет. Лучше взять среднюю, хорошо себя зарекомендовавшую радиостанцию и выжать из нее максимум за счет усилителя и антенны.

Рекомендуем другие статьи
  • В настоящее время, в связи с разросшейся популярностью использования эхолотов для рыбалки, некоторые продавцы в погоне за прибылью оставляют своих клиентов без надлежащего обслуживания. На рынке начали появляться дешевые эхолоты, и подвох в этом однозначно есть.

    899
  • В данной статье мы разберем, что такое гироскутер,  или, как его еще называют, гироцикл, иногда - мини-сигвей. Ну и, конечно, поможем выбрать хороший гироскутер для комфортной езды по городу, парковым зонам и грунтовым дорожкам.

    1059
  • Эхолоты для рыбалки с берега и катера уже давно не являются роскошью, как это было еще несколько лет назад. В данной статье мы рассмотрим вопросы выбора эхолотов для различных типов рыбалки - с берега, с катера или лодки и для морской рыбалки.

    1237